ГЛАВНАЯ | ГОСТЕВАЯ | ВОПРОС-ОТВЕТ  

Муниципальное дошкольноеное

образовательное учреждение

МДОУ "Детский сад №8"

 

Сведения о ДОУ | новости | родителям | деятельность | Фотогалерея |

Вопрос-ответ

Вопрос: Помогите, пожалуйста, понять, что творится с моей дочерью, которой 2 года 2 месяца. До сего момента моя дочь была «ангельским ребенком». С рождения спала всю ночь, хорошо ела, никогда не закатывала истерик ни по какому поводу. Была очень покладистой. А вот с недавних пор творится что-то непонятное. Во-первых, она все должна делать только сама, и не дай Бог, кто-то сделает это за нее или что-то не даст, не разрешит что-либо! Тут же начинается жуткий крик с горючими слезами, доходит до истерики. Мы стараемся не обращать внимания на ее крики, но когда это бывает по утрам, перед садом, то я вынуждена терять очень много времени на переговоры с ней. Я просто в шоке. Что делать?

Ответ: Два года — это возраст, который психологи называют возрастом «автономии с оглядкой». Это значит, что ребенок уже отделяется (эмансипируется) от матери, но еще не может быть вполне самостоятельным, поэтому постоянно как бы проверяет, что он может, а что — нет, чем он может изменить мир, а что происходит само по себе. Поэтому он упражняется в том, чтобы проверять свою волю. Это и приводит к необоснованным истерикам. Они, конечно же, не всегда имеют объективные причины (недосыпание, переутомление), хотя и это в вашем случае тоже может быть — раз это связано с утренними вставаниями. Можно, конечно, посоветоваться с невропатологом, но нам кажется, в данном случае все вполне объясняется возрастными особенностями развития психики. Так что будите дочку пораньше, старайтесь договариваться, не расстраивайтесь от детских безобразий сами и ведите себя так, чтобы дочка не всегда могла настоять на своем. То есть проявляйте волю и выдержку. К 3—4 годам дети обычно становятся более покладистыми, с ними можно найти общий язык.

Вопрос: Дочь 2 года 6 месяцев как будто не слышит моих слов. Со слухом все в порядке, просто не хочет меня слушать. Почему?

Ответ: Для указанного возраста характерно стремление к познанию окружающего мира, желание психологически «вобрать» в себя все его объекты — ведь внутренний мир ребенка пока еще беден, и самодостаточным его поведение быть не может. Если же ребенок отгораживается от мира, ограничивает для себя поток информации извне, полезно задуматься, для чего это ему может быть нужно. Вполне ли вы уверены, что ваши обращения к ребенку не оказываются чрезмерно назойливыми, что у вас нет совершенно лишних, необоснованных требований к нему? Очень важен и индивидуальный ритм ребенка, который меняется в течение суток: обратите внимание, в какое время девочка более активна, а когда утомлена. Возможно, в ее поведении проявляются особенности «сов» и «жаворонков». Нужно обратить внимание на моменты проявления внутренней активности девочки — когда она стремится к другим людям, когда ей недостаточно собственного общества, и к кому она в первую тогда очередь обращается. Задумайтесь и о том, совместимы ли вы с ним по характеру и темпераменту — может быть, вы слишком стремительны и напористы, а для него характерны медлительность, осторожность, застенчивость? Если это так, попробуйте педагогически поэкспериментировать — не обращайтесь к нему в течение нескольких часов, кроме крайней необходимости (пригласить пообедать, посадить на горшок и т. д.). Проявляет ли в ответ на это ребенок беспокойство? Усиливается ли у него речевая активность — начинает ли он задавать вопросы, а если еще не умеет говорить, то издавать привычные звуки? Если даже в условиях ослабления требований ребенок продолжает оставаться «за стеной», то лучше посоветоваться с невропатологом или психоневрологом, потому что иногда такие симптомы могут свидетельствовать о развитии детского аутизма (довольно серьезного нарушения), раннюю диагностику которого лучше не откладывать.

Вопрос: Ребенку 4 года, он уже два года ходит в детский сад, но, на наш взгляд, воспитание там слишком жесткое. Не травмирует ли это ребенка и как можно этому противостоять?

Ответ: Попадая в детский сад, ребенок меняет среду социализации — встречается с новыми правилами, новыми требованиями и совсем другими взрослыми. Поэтому вполне можно ждать некоторых неожиданностей в поведении ребенка, связанных с несовпадением того, к чему он привык дома, и того, с чем столкнулся в детском саду. Очень часто действительно бывает так, что режим жизни и воспитание в саду оказываются более жесткими, чем того ожидают родители. Но прежде всего необходимо задуматься, существует ли эта кажущаяся жесткость и вредна ли она. Если это всего лишь мнение или ощущение родителей, основанное на воспоминаниях собственного детства, не стоит уделять им большого внимания, а лучше задуматься о том, достаточно ли творчески вы относитесь к тому, что зависит от вас. Присутствие правил и требований в группе детей является необходимостью, и если в семье действительно возможно свести ограничения ребенка к минимуму, то в группе это сделать уже трудно. Поэтому необходимо принять, что в той или иной мере ребенка будут оценивать с точки зрения действующих в группе правил и он не всегда будет оказываться самым лучшим. Это нормальное явление, которое подготавливает ребенка к выходу в большой социум во всем его многообразии. Опыты воспитания в стиле «non-frustration» (от слова «фрустрация» — препятствование достижению цели), при котором ребенок не встречает запретов со стороны окружения, показали, что таким детям все равно приходится рано или поздно адаптироваться к требованиям, обусловленным несовпадением интересов различных людей, но делать это уже гораздо труднее, и первое же сопротивление переживается как стресс, которым постепенно наполняется вся социальная жизнь человека. Поэтому нет ничего страшного или опасного в том, что ребенок привыкает делать не только то, чего он хочет. Другое дело, если родительские опасения, что стиль воспитания слишком жесток для ребенка, подкрепляются объективными признаками — ребенок угнетен, в плохом настроении, отказывается идти в детский сад. В таком случае необходимо попытаться точно установить причину его усталости и раздражения. Причиной может быть режим, качество и непривычность пищи, публичность жизни (присутствие других детей во время сна, туалета и т. д.), неудовлетворительное общение с детьми и, конечно, взаимодействие с воспитательницей. Последнее особенно огорчает, когда у ребенка возникает ощущение несправедливости — если ему кажется (или так происходит на самом деле), что воспитательница относится к нему хуже, чем к другим детям, чаще наказывает, не пропускает ни одного проступка, редко хвалит, не дает никаких престижных поручений.

В этом случае родителям необходимо постараться установить контакт с воспитательницей и объяснить состояние ребенка. Это очень важный момент сотрудничества взрослых, участвующих в общем деле, и к нему необходимо отнестись ответственно. Если у папы есть возможность поговорить с воспитательницей, пусть лучше это сделает он. Беседу ни в коем случае нельзя строить в ключе обвинения; необходимо отметить заслуги педагога, поблагодарить за все, что возможно, расположить его к тому, чтобы быть союзниками. Затем следует поинтересоваться, не замечено ли каких-либо негативных изменений в поведении и настроении ребенка.

•Следующий шаг — обсуждение этих изменений. Если воспитательница примет симметричную позицию и постарается увидеть причины этих изменений в семейном воспитании, не следует резко ей противоречить. Задача  родителей — попытаться, насколько это возможно, пробудить в педагоге личное участие в судьбе вашего ребенка, проявить гибкость и чувствительность к его состоянию. Ваша позиция — «давайте подумаем вместе».

•   Цель вашей встречи — смягчить возможные углы в контакте ребенка и взрослого (заменить нелюбимое блюдо другим, оставить без внимания мелкие прегрешения, но похвалить лишний раз при остальных детях).

•   Если вы чувствуете, что ваша беседа малоэффективна, что вас все-таки не услышали, необходимо провести определенную работу с ребенком. Самое неприятное для вас и ребенка — если он почувствует, что вы солидарны со «злой» воспитательницей и, отступая от привычных домашних правил, предаете его.

•   Поэтому важно психологически отделиться от позиции детского сада. Полезно подчеркнуть, что взрослые не всегда правы, что и они могут ошибаться. Можно добавить по поводу конкретного эпизода, что вы бы поступили иначе. Это позволит пробудить в детях полезную критичность по отношению к сильным и старшим и одновременно добавит доверия к вам.

Такая стратегия поведения не подрывает авторитет взрослых, а просто освобождает вас от гнета лицемерия, которое всегда чувствуют дети. На протяжении жизненного пути им еще не раз придется столкнуться с несправедливостью сильных мира сего, и в таких случаях единственная защита — это отстраниться от ситуации и не считать несправедливость заслуженной. Как писали о Марии Стюарт: «С ней можно было поступить низко, унизить ее было нельзя».

Вопрос: Как снять напряжение у 4-летнего ребенка после дня, проведенного в детском саду?

Ответ: Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различны. Наиболее распространенный источник напряжения — это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т. д. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, — он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям — поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой, — небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше, если при этом вы не будете беседовать с кем-либо из приятельниц или родителей других детей, — как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем. Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме: рукоделие, моделирование и другой ручной труд. Музыкальная школа — это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению. Лучше всего понаблюдайте за своим ребенком: к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги), то и является для него источником стихийной психотерапии.

 
 
 

Хостинг от uCoz